Налогово-методологические и сравнительно-правовые аспекты осуществления налогообложения сельскохозяйственной деятельности

Тип работы:Дипломные работы
Предмет:Налоги
Дата:13.01.2017
Артикул:89-к
135
1
1

Введение…………………………………………………………………………….…...6

Глава 1 Налогово-методологические и сравнительно-правовые аспекты осуществления налогообложения сельскохозяйственной деятельности…………………..……..…...9

1.1 Теоретико-методологические основы системы налогообложения………..…9

1.2 Особые режимы налогообложения как разновидность оптимально- эффективного механизма налогообложения…………………………………...…14

1.3 Сравнительно-правовая характеристика законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации о едином налоге для производителей сельхозпродукции……………………………………….…..……19

Глава 2 Правовая конструкция единого налога для производителей .сельскохозяйственной продукции……………………………………………………...25

2.1 Плательщики: налогово-правовой статус……….……………………………...25

2.2 Объект налогообложения………………….…………………………………….28

2.3 Налоговая база………………………………………….………………………...30

2.4 Ставка, налоговый период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций……………………………………………………….………31

Глава 3 Особенности применения единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции на примере ОАО «Новогородищенское»………..41

3.1 Общая характеристика ОАО «Новогородищенское»……………………..……41

3.2 Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и порядок его применения на ОАО «Новогородищенское»…………………………………..53

Заключение……………………………………………………………….……………….56

Библиографический список……………………………………………….……………..59

Приложения……………………………………………………………….………………63

                                                                                                                                                 

Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства.

Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики, обеспечивая удовлетворение потребностей населения в продовольствии.

Уплата организациями единого налога по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений, производящих сельскохозяйственную продукцию, не заменяет уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды от деятельности, не связанной с деятельностью таких филиалов или иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет.

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признаются перешедшие на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции:

- организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;

- организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, – в части этой деятельности.

Применять единый налог вправе организации, у которых есть филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50% выручки, исчисленной от всей деятельности филиала или иного обособленного подразделения (но не более чем за предыдущий финансовый год) и другие организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50% общей выручки этих организаций за предыдущий финансовый год.

Для плательщиков сохраняется общий порядок исчисления и уплаты: акцизов; налога на добавленную стоимость; налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь; государственной пошлины; патентных пошлин; консульского сбора; оффшорного сбора; гербового сбора; сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Таким образом, особый порядок налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции, а также неразработанность данной темы в юридической и экономической научной литературе обусловили актуальность выбранной темы дипломной работы, ее новизну и практическую значимость.

Цель исследования данной дипломной работы заключается в полном, объективном и всестороннем анализе особенностей налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции и в совершенствовании механизма налогообложения производителей сельхозпродукции с учетом его природы и специфики, определении тенденций его становления на современном этапе.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе определены следующие задачи:

- дать оценку состояния сельского хозяйства;

- обосновать необходимость принятия специального режима в сельском хозяйстве;

- раскрыть сущность единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь;

- определить и объяснить элементы налога;

- выявить особенности налогообложения сельхозпроизводителей на примере ОАО «Новогородищенское»;

- исследовать проблемы и сделать предложения по совершенствованию законодательства в сфере правового регулирования единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

В качестве объекта исследования выбрана действующая система налогообложения аграрного сектора экономики Республики Беларусь.

Предмет исследования – экономические и правовые отношения и механизм налогообложения единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь.

Методологическую основу дипломного исследования составляют методы анализа, синтеза, формально-логический, статистический и сравнительного правоведения.

 

На основании проведенного в дипломной работе исследования можно сделать следующие основные выводы.

Сельское хозяйство Республики Беларусь является многозначительным звеном агропромышленного комплекса и занимает одно из особых мест не только в нем, но и во всем народном хозяйстве. Сельское хозяйство покрывает более 70% спроса на товары народного потребления. Поэтому развитие этого сектора экономики являлось и является приоритетной задачей правительства.

Проблемы и ошибки, как в проведении налоговой политики, так и в стратегии ее развития очевидны. Результат таких действий каждый видит у себя на селе.

Конечно же, со стороны государства проводятся мероприятия по улучшению ситуации: введен специальный налоговый режим «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», по которому налогоплательщики (организации и предприниматели) освобождаются от уплаты других налогов.

Уровень налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей заметно снизился. Однако за 2010-2012 гг. объем поступлений единого налога увеличился в 2,7 раза.

Разрабатываются поправки в поддержку плательщиков единого налога. Однако, как оказывается на практике, этого не достаточно. Чтобы решить проблему, нужно войти в суть проблемы и решать ее в корне, а не поверхностно. Поэтому роль и значение финансовой и налоговой политики в этой отрасли Республики Беларусь наиболее высока.

Касательно кризисной ситуации сельского хозяйства, отметим следующее: безусловно, кризис в АПК – это беда, но должны предприниматься соответствующие меры по преодолению такой ситуации.

В связи с вышеизложенным предлагается:

- развивать социальную и техническую инфраструктуру на селе;

- разработать эффективную стратегию развития этой отрасли;

- использовать и широко внедрять теоретические и научные разработки ученых и просветителей;

- улучшить положение дел с системой специального профессионального образования кадров для села;

- стимулировать людей, занятых в сельском хозяйстве.

Итак, подведем итоги из всего выше сказанного. Можно сказать, что все задачи, поставленные в начале исследования: характеристика единого сельскохозяйственного налога, его составляющих и выделение его особенностей в Республике Беларусь, удалось разрешить, а также были выявлены ошибки и проблемы налоговой политики и в стратегии развития сельского хозяйства.

Наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Республики Беларусь о налогах и сборах, существуют особые, отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда налогов и сборов.

В настоящее время государство возлагает на бизнес в области сельского хозяйства определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику регионов, и пытается снизить налоговое бремя для данных субъектов, а также облегчить налоговый учет.

Для исполнения указанных целей предназначена система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, которая является специальным налоговым режимом.

Специальный налоговый режим применяется только в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь и принимаемыми в соответствии с ним законами. Причем законодатель требует, чтобы при установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определялись в порядке, устанавливаемом НК, а иные особые правила могут содержаться в каких-либо иных законах.

Что касается применения единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции на примере ОАО «Новогородищенское», то здесь следует отметить, что исчисление и уплата указанного налога на данном предприятии не имеет каких-либо характерных особенностей, а подчинено общим правилам, установленным налоговым законодательством Республики Беларусь.

Однако, следует отметить, что один из важнейших аспектов функционирования белоруской налоговой системы − это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на активность сельскохозяйственного предприятия. Главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов. Поэтому в настоящее время ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельных платежей, рационализация структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки.

Несмотря на льготный режим налогообложения сельского хозяйства, уровень налогового давления остается здесь высоким. Налоги в сельском хозяйстве погашают практически всю прибыль предприятия. При этом основной удельный вес в структуре платежей сельскохозяйственных предприятий приходится в бюджетные и внебюджетные фонды, по которым спектр налоговых льгот значительно меньше. На фоне падения рентабельности сельскохозяйственного производства уменьшение массы прибыли и увеличение налогового давления в сельском хозяйстве особенно ощутимы.

Поэтому в качестве совершенствования системы налогообложения сельскохозяйственных предприятий можно порекомендовать государству создавать разноплановые схемы построения налоговых отношений с субъектами рыночной экономики, что позволит, во-первых, сгладить конфликт интересов налогоплательщиков и государственного бюджета; во-вторых, улучшить маневренность и гибкость налогового механизма.

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. №166-З, с изменениями и дополнениями от 26.10.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000  [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З, с изменениями и дополнениями от 26.10.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000  [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  4. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. в ред. 25.01.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  5. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности: Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  6. О крестьянских (фермерских) хозяйствах: Закон Республики Беларусь от 18.02.1991 г. № 611-ХII в ред. от 01.07.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  7. О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий в 1999 году: Указ Президента Республики Беларусь от 02.03.1999 г. № 119 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  8. О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 22.02.2000 г. № 82 в ред. от 01.03.2007 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  9. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 г. № 285 в ред. от 11.07.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  10. О реструктуризации задолженности и некоторых иных мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь от 13.01.2006 г. № 27 в ред. от 09.04.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  11. О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2012гг.: Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2007 г. № 265 в ред. от 30.04.2010 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  12. Об изменении границ г. Минска и Минского района: Указ Президента Республики Беларусь от 22.11.2007 г. № 592// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  13. О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь от 24.01.2011 г. № 34: в ред. от 11.07.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  14. О государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 гг.: Указ Президента Республики Беларусь от 01.08.2011 г. № 342 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  15. Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2012г.: Указ Президента Республики Беларусь от 09.01.2012 г. № 21 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  16. О некоторых мерах по реализации Декрета Президента от 28.01.2008 г. № 1: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 05.10.2008 г. № 1451 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  17. Адаменкова, С.И. Налоги – 2010. Ценообразование. Пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина . – Минск: Элайда, 2010. – 294 с.
  18. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576 с.
  19. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перереб. / Под. ред. проф. А.Я. Сухарева. – Минск: ИНФРА-М, 2008. – 858 с.
  20. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: конспект лекций / Г.А. Воробей, В.Д. Яковлева. – Минск: Амалфея, 2012. – 144 с.
  21. Герштейн Г. «Налоговые затраты – вопросы остаются» / Г.Герштейн // Финансы. Учет. Аудит. – 2010. – № 10. – С. 25-26.
  22. Говоровский, И.В. Открытие сельскохозяйственного налога в Республики Беларусь с привлечением инвестиций из Российской Федерации / И.В. Говоровский // Бизнес-Инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  23. Данилов, И. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции: новации 2011 года / И. Данилов // Главный бухгалтер. – 2010. – № 46. – С. 20-25.
  24. Денисевич, А.В. Основные нарушения, выявляемые органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности / А.В. Денисевич // Бизнес-Инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  25. Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. – Минск: Вышейшая школа, 2003. – 303 с.
  26. Кириллова, О.С. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / О.С. Кириллова, Т.В. Муравлева. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 288 с.
  27. Кишкевич, А.Д. Налоговое право Республики Беларусь / А.Д. Кишкевич, А.А. Пилипенко. – Минск: Тесей, 2002 . – 304 с.
  28. Колмыкова, Е.А. Финансовое право: курс лекций / Е.А. Колмыкова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 208 с.
  29. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие / О.И. Мамрукова. – М.: Омега-Л, 2004. – 320 с.
  30. Остапишина, Л.О. Финансовое право: конспект лекций / Л.О. Остапишина. – Витебск: УО «ВГТУ», 2012. – 116 с.
  31. Пепеляев, С.Г. Предприниматель – налогоплательщик – государство. Правовые позиции Конституционного суда Республике Беларусь: Учеб. Пособие / С.Г. Пепляев, Г.А. Гаджиев. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 242 с.
  32. Петрова, Г.В. Налоговое право / Г.В. Петрова. – М.: Издательская группа ИНФПА-М – НОРМА, 2007 . – 271 с.
  33. Петрович, И.О. Организация и налогообложение игорного бизнеса в 2010 году / И.О. Петрович // Бизнес-Инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  34. Пилипенко, А.А. Налоговое право: Учебное пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 448 с.
  35. Пилипенко, А.А. Курс финансового права: Учебное пособие / А.А. Пилипенко. — Минск: Книжный дом, 2010. – 766 с.
  36. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение в Республике  Беларусь: Учебное пособие для студентов специальности «Финансы и кредит» высших учебных заведений системы потребительской кооперации. – Гомель: ГКИ, 2007. – 115 с.
  37. Ханкевич, Л.А. Налогооблажение и налоговое право: Учебное пособие / Л.А. Ханкевич. – Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. – 64 с.
  38. Ханкевич, Л.А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь / Л.А. Ханкевич. – Минск: Методическо-издательский центр Республиканского института высшей школы БГУ, 2009. – 184 с.
  39. Шиляева В.С. Игорный бизнес в Республики Беларусь / В.С. Шиляевава // Налоги Беларуси. – 2009. – № 17. – С. 65-68.
  40. Шунько, И.С. Постатейный комментарий к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / И.С. Шунько // Бизнес-Инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013.
  41. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.05.2013 г.
  42. Официальный сайт ОАО «Новогородищенское» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novogorodishchenskoe.agronews.by/index.html?id=3934. – Дата доступа: 16.06.2013.
  43. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.gov.by/accounts/?page=2. . – Дата доступа: 10.06.2013.

 

Уважаемые клиенты, приобретая готовую работу, Вы соглашаетесь,
что GOODBOT не несет ответственности за последующие исправления и доработки.

Похожие готовые работы

Нет времени ожидать написания работы на заказ, потому что экзамен или зачет уже завтра? Поищите уже готовую работу в нашей базе! Перед покупкой работы Вы сможете ознакомиться с введением и заключением без предоплаты.

Не нашли что искали - просто позвоните нам: 

+375 (29) 364-94-64

и наши менеджеры всегда проконсультируют Вас по любым вопросам.

Или задайте вопрос через online-консультант:

задать вопрос