Диагностика и коррекция мышления у детей старшего дошкольного возраста

Тип работы:Курсовые работы
Предмет:Педагогика
Дата:17.01.2017
Артикул:146-к
191
1
1

Ведение…………………………………………………………………………с.3

1.Изучение направлений работы психолога по развитию мышления у детей дошкольного возраста…………………………………………………………с.7

1.1.Изучение проблемы  мышления в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………..с.7

1.2.Сущность мышления, его виды и формы………………………………...с.11

1.3.Возрастные особенности развития мышления у дошкольников……….с.21

Выводы…………………………………………………………………………с.32

2.Эмпирическое исследование направлений работы психолога по развитию мышления старших дошкольников………………………………………...…с.34

2.1.Организация, задачи и методы исследования……………………………с.34

2.2.Исследование индивидуальных особенностей мышления старших дошкольников……………………………………………………………….…с.38

2.3.Система работы по формированию мышления детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………с.41

2.4.Результаты коррекционно-развивающей работы…………………… .…с.58

Выводы…………………………………………………………………………с.61

Заключение…………………………………………………………………..…с.62

Литература………………………………………………………………...……с.65

Приложение 1………………………………………………………………..…с.69

Приложение 2…………………………………………………………..………с.70

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в 3 - 4 года.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок (29).

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Согласно концепции Л.С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются. Оценивая подсменные возможности организованного обучения, Л.С.Выготский писал, что «обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленное, а не только ближайшие последствия» (13).

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.

В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей проявляется в 2 - 3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сенситивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время - потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу массу серьезных требований. С первых же дней учебы первоклассник должен ответственно к ней относиться, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни, должен обладать развитыми волевыми качествами - без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка - его внимание, память, мышление.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается в раннем и дошкольном детстве.

В связи с этим нами была выбрана следующая тема курсовой работы:

«Диагностика и коррекция мышления у детей дошкольного возраста».

Объект исследования: диагностико-коррекционная работа психолога.

Предмет исследования: диагностико-коррекционная работа психолога по проблеме мышления детей старшего дошкольного возраста.

Поскольку старший дошкольный возраст – период активного развития логического мышления, в нашем исследовании мы сделаем акцент именно на этот вид мышления.

Гипотеза исследования: эффективность развития словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте зависит от грамотно организованной работы с детьми в этом направлении (использование игр, проблемных задач и.т.д.)

Цель: исследовать уровень развития мышления у старших дошкольников и провести коррекционно-развивающую работу по результатам исследования.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Подобрать методики диагностики уровня развития мышления старших дошкольников, провести исследование уровня развития мышления.
  3.  На основе полученных результатов разработать и провести коррекционно-развивающие занятия с детьми.
  4. Провести повторную диагностику уровня развития мышления.
  5. Сравнить полученные результаты с начальными.

Методы исследования:

    1.Изучение работ отечественных и зарубежных психологов по данной проблеме.

    2. Методика З.А.Михайловой.

    3.Естественный эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

          Исследование проводилось в  старшей группе  «Познайка»  ДОУ «Ясли-сад № 94» г. Могилева в составе 15 человек.

 

В ходе изучения литературных источников по данной теме нами было выяснено следующее:

- мышление - это способность человека рассуждать, представляющее собою процесс отражения объективной действительности, суждениях, понятиях;

-мышление - это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д.;

-мышлению присущ опосредованный характер;

-мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания;

-мышлению присуща обобщенность;

-ребенок дошкольного возраста может смыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятия, представления или понятия;

-различают три основных вида мышления: предметно - действенное, наглядно - образное и абстрактное;

-в основе мышления лежит условно - рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте;

-мышление можно рассматривать как деятельность, выросшую из практической и возникшую в процессе жизни индивидуума;

-о мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними;

-с момента овладения речью у ребенка развивается речевое мышление;

-в конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения;

-усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесно - логическое мышление.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребенок усваивает знания слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

 

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993. – 287с.

2.Абрамова Г.С.Практическая психология. – М.: Академия, 2003.- 315 с.

3.Акулова  Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 65-69.

4.Акулова  Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников  // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 65-69.

5.Афонькина  Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 44-46.

6.Белова  Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. - 2008. - № 3. - С. 81-94.

7.Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования // Вестник высшей школы. - 2009. - № 7. - С. 19-25.

8.Битянова М.Р.Психолог в школе: содержание и организация работы. – М.: Просвещение, 1998.- 280 с.

9.Битянова М.Р.Организация психологической службы в школе. – М.: Просвещение, 1997.- 277 с.

10.Богат  В.П. «Оператор РВС»: ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду. - 2008. -№ 3. - С. 77-78.

11.Богат  В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 4. - С. 71-72.

12.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.- 418 с.

13.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Просвещение,1956.- 257 с.

14.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение,1998. – 270 с.

15.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М.: Просвещение, 1991.- 285 с.

16.Друбецкая Л. Сказка о живых буквах  // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2008. - № 3. - С. 32-33.

17.Ишмуратова Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности // Логопед в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 30-37.

18.Коноплина Н.В. Сказочный мир математики (занятия в старшей группе) // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 6. - С. 52-56.

19.Крашенинников Е.Е. Диалектическое обучение  // Школьные технологии. - 2007. - № 4. - С. 76-82.

20.Кушнер И.Т., Михальцова Н.И. Курсовые работы по психологии. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2002. – 34 с.

21. Лизунова, Л.Р. Формирование словесно-логического мышления у детей с ОНР // Логопед. - 2009. - № 4. - С. 22-27.

22.Лыкова И. Осенние аранжировки: для работы со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 58-62.

23. Малеева З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения  // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2009. - № 1. - С. 27-33.

24.Мухина В.С. Возрастная психология. - 9 - е изд. - М.: Академия, 2004.- 453с.

25.Немов Р.С. Психология: В 2 т. Т.1. – М.: Просвещение, 1995. – 587 с.

26.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.- 427 с.

27.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24 - е изд., 2003. – 358 с.

28.Отряскина А.А. Решение логических задач (занятия по математике в подготовительной к школе группе)  // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 38-41.

29.Попенова Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2008. - № 12. - С. 61-65.

30.Попов В.Ф. Второй дошкольный период развития детей // Практическая психология и логопедия. - 2008. - № 5. - С. 14-19.

31.Прокофьева, М. Королевство выдумляндия  // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 124-125.

32.Психологический словарь, .3-е изд.- Ростов-на Дону: Феникс, 2004.- 268 с.

33.Путляева Л.О развитии мышления // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 35-38.

34.Рабочая книга школьного психолога. / Под. ред. И.В.Дубровиной. – М. Просвещение, 1991. – 289 с.

35.Ратанова Т. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 8. - С. 80-88.

36.Рогов И.В. Настольная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.- 275 с.

37.Рудь Ю.С. Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников (из опыта работы) // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 1. - С. 21-25.

38.Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 11-13.

39.Сидорчук  Т А. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов  // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 6. - С. 97-107.

40.Смирнова Е. Ранний возраст: игры развивающие мышление // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 22-23.

41.Советский энциклопедический словарь / Советская энциклопедия.-1981.- 860 с.

42.Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФА-М.-2009.- 280 с.

43.Французова Н. О природе «детского философствования»  // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С. 28-32.

44.Чуркина О.П. Конструктивная игра в речевом развитии // Логопед в детском саду. - 2008. - № 7. - С. 44-47.

 

 

Уважаемые клиенты, приобретая готовую работу, Вы соглашаетесь,
что GOODBOT не несет ответственности за последующие исправления и доработки.

Похожие готовые работы

Нет времени ожидать написания работы на заказ, потому что экзамен или зачет уже завтра? Поищите уже готовую работу в нашей базе! Перед покупкой работы Вы сможете ознакомиться с введением и заключением без предоплаты.

Не нашли что искали - просто позвоните нам: 

+375 (29) 364-94-64

и наши менеджеры всегда проконсультируют Вас по любым вопросам.

Или задайте вопрос через online-консультант:

задать вопрос