ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В ШКОЛЕ

Тип работы:Курсовые работы
Предмет:Педагогика
Дата:17.01.2017
Артикул:145-к
190
1
1

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ дошкольников и младших школьников В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.. 5

1.1 Понятие преемственности в научной психолого-педагогической литературе. 5

1.2 Взаимосвязь обучения и воспитания в начальных классах с изобразительной деятельностью дошкольников. 8

2 Эмпирическое исследование влияния изобразительной деятельности дошкольников на успешное усвоение новых знаний в школе. 14

2.1 Организация и ход исследования. 14

2.2 Первоначальная диагностика детей (констатирующий этап исследования) 16

2.3 Проведение программы по формированию образных представлений у дошкольников средствами изобразительной деятельности. 18

2.4 Проведение повторной диагностики образных представлений у детей. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   28

На данный момент преемственность является одной из главнейших проблем непрерывного образования и его успешного осуществления. Немало значимый вклад делает преемственность на начальном этапе воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Важность этого этапа заключается, в том, что когда ребёнок переходит из детского сада в школу, резко меняется его жизнь, условия. Меняются окружающая среда, формы и виды деятельности, в которой он находился, и которая была максимально приближена к его психофизиологическим возрастным особенностям и возможностям. В этом возрасте ребёнок больше всего нуждается в бережном отношении, так как его психика ранима и неустойчива.

Большое значение в преемственности мы придаём изобразительной деятельности, так как она для ребёнка не только интересна, но и полезна. Изобразительная деятельность позволяет ребёнку передать свои впечатления, интересы от окружающего мира, эмоциональное отношение ко всему окружавшему его миру. Ребёнок занимается рисованием, лепкой, аппликацией не только в детском саду, дома, но и посещает кружки, художественные студии, а впоследствии и в школе. Но для того что бы эти занятия приносили радость и были успешными, необходимо прививать интерес к ИЗО уже с раннего возраста.

Изобразительная деятельность имеет неоценимый вклад во всестороннем развитии ребёнка. Она является прямым проводником к его миру и окружающей его положительного и отрицательного отношения ко всему. В его работах можно увидеть всё от радости до страха, прорисовывая страхи, он их как бы изживает из подсознания.

Гипотеза: изобразительная деятельность в дошкольном учреждении является основой формирования образных представлений дошкольников и, следовательно, условием успешного освоения новых знаний в школе.

Цель работы –  раскрыть вопросы преемственности в процессе художественно-эстетического воспитания.

Предмет исследования – художественно-эстетическое воспитание дошкольников и младших школьников.

Объект исследования – преемственность художественно-эстетического воспитания между дошкольным и начальным звеном образования.

Исходя из целей и объекта исследования, мы ставим перед собой следующие задачи:

- рассмотреть понятие преемственности в научной психолого-педагогической литературе;

- определить взаимосвязь обучения и воспитания в начальных классах с изобразительной деятельностью дошкольников;

 - провести эмпирическое исследование влияния изобразительной деятельности дошкольников на успешное усвоение новых знаний в школе.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение педагогического опыта; экспериментальное исследование.

База исследования:  исследование проводилось  на  базе ГУО «Пашковский УПК ДС-БШ» (213123 Могилевская область, Могилевский район, д. Новое Пашково, ул. Хроменкова, 9).

Структура работы – работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

Художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством), а иногда и самому создавать художественные произведения.

На данный момент преемственность является одной из главнейших проблем непрерывного образования и его успешного осуществления. Немало значимый вклад делает преемственность на начальном этапе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Важность этого этапа заключается, в том, что когда ребёнок переходит из детского сада в школу, резко меняется его жизнь, условия. Меняются окружающая среда, формы и виды деятельности, в которой он находился, и которая была максимально приближена к его психофизиологическим возрастным особенностям и возможностям. В этом возрасте ребенок больше всего нуждается в бережном отношении, так как его психика ранима и неустойчива.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

На занятиях в детском саду формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы. Таким образом, успешное решение задач обучения и воспитания в начальных классах неразрывно связано с изобразительной деятельностью дошкольников.

Особо ученые подчеркивают значение изобразительной деятельности для формирования образных представлений у детей, без которых не может быть успешного овладения учением не только в начальных классах школы, но и в последующих классах. Именно это доказывают исследования психологов, посвященные проблеме подготовки детей к школе: недостаточный уровень развития образных представлений – одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Если у ребенка, поступающего в школу, имеются в этой сфере проблемы, то их надо как можно скорее компенсировать.

На основе вышеизложенного нами была выдвинута гипотеза о том, что изобразительная деятельность в дошкольном учреждении является основой формирования образных представлений дошкольников и, следовательно, условием успешного освоения новых знаний в школе.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было организованно исследование, состоящее из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

В результате проведенного исследования нами было разработана и проведена программа, которая оказалась эффективной в процессе формирования образных представлений дошкольников. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале работы, о том, что изобразительная деятельность в дошкольном учреждении является основой формирования образных представлений дошкольников и, следовательно, условием успешного освоения новых знаний в школе, может считаться доказанной.

 

 

 

 

  1. Ананьев, Б.Г. О преемственности в обучении / Б.Г. Ананьев // Советская педагогика. – 1953. – № 2. – С. 23-25.
  2. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество  в  детском  возрасте / Л.С. Выгодский.  – М.: Просвещение, 1991.
  3. Ганелин, Ш.И. Дидактический принцип сознательности / Ш.И. Ганелин. – М., 1961. – 154 с.
  4. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном  возрасте / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия. 1997. – 268 с.
  5. Данилова, Н.Н., Крылова, А.Л. Физиология высшей нервной  деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. – М.: Учебная литература, 1997. – 432 с.
  6. Должикова, Р.А., Федоимов, Г.М., Кулинич, Н.Н., Ищенко, И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Р.А. Должикова и др. – М., 2008. – 59 с.
  7. Коломинский,  Я.Л.,  Панько,  Е.А.   Учителю   о   психологии   детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1988. –190 с.
  8. Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
  9. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. –  М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160 с.
  10. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
  11. Любина, Г.  Обучение  дошкольников  «языку   чувств» / Г. Любина // Дошкольное воспитание, 1996. – №2. – С. 4-13.
  12. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Трансформация детской  игры  в творчество / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. // Искусство в школе, 1994. – № 2. – С. 44-49.
  13. Некрасова-Каратаева, О. О природе детского рисования / О. Некрасова-Каратаева. // Обруч, 1997. – № 5. – С. 9-12.
  14. Петерсон, Л. Г. Теория и практика построения непрерывного общего образования на примере курса математики : автореф. дис. д. п. н. / Л. Г. Петерсон. – М., 2002. – 164 с.
  15. Рубинштейн,  С.Л.  Основы  общей  психологии / С.Л. Рубинштейн. – С.Пб.: Питер Ком., 1998. – 720 с.
  16. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс,1996. – 736 с.
  17. Стрелкова, Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок / Л. Стрелкова. // Обруч, 1996. – №4. – С. 24-27.
  18. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина.  – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
  19. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997. – 332 с.
  20. Философский энциклопедический словарь / М., 1997.
  21. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.,1989. – 489 с.
  22. Эмоциональное  развитие   дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1987.
  23. Яковлева, Е.Л.  Эмоциональные  механизмы  личностного  и  творческого развития / Е.Л. Яковлева. // Вопросы психологии, 1997. – №4. – С. 20-27.

 

 

Уважаемые клиенты, приобретая готовую работу, Вы соглашаетесь,
что GOODBOT не несет ответственности за последующие исправления и доработки.

Похожие готовые работы

Нет времени ожидать написания работы на заказ, потому что экзамен или зачет уже завтра? Поищите уже готовую работу в нашей базе! Перед покупкой работы Вы сможете ознакомиться с введением и заключением без предоплаты.

Не нашли что искали - просто позвоните нам: 

+375 (29) 364-94-64

и наши менеджеры всегда проконсультируют Вас по любым вопросам.

Или задайте вопрос через online-консультант:

задать вопрос