Организация социальной работы с дезадаптированными подростками в школе

Тип работы:Курсовые работы
Предмет:Педагогика
Дата:17.01.2017
Артикул:142-к
187
1
1

Введение. 5

1 Теоретические основы изучения работы с дезадаптивными подростками. 8

1.1 Понятие и причины социальной дезадаптации подростков. 8

1.2 Организация социальной работы с дезадаптированными подростками в     школе. 16

2 Основные технологии социальной работы с дезадаптивными подростками. 25

2.1 Опыт использования технологий социальной работы с дезадаптивными подростками. 25

2.2 Программа профилактики социальной работы с дезадаптивными    подростками. 28

Заключение. 33

Список использованных источников  35

В сегодняшнем мире девиантные подростки – весьма распространённый случай. На них давят родители, школа, реклама и то количество информации, которую они получают ежедневно. Несмотря на значительное количество публикаций по проблеме подростковой дезадаптации, многие аспекты процесса адаптации и реадаптации остаются мало исследованными, особенно с позиций современных гуманистических подходов к образованию. Анализ теоретических и эмпирических данных свидетельствует о том, что деформации в мотивационно-потребностной, когнитивной, эмоциональной и волевой сферах развития личности, как правило, являются причиной дезадаптивного поведения.

В настоящее время  отсутствуют разработанные теории, в которых проблема дезадаптивного поведения личности была бы представлена целостно. В то же время существует достаточно большое число научных исследований, где концентрируется внимание главным образом на каком-то одном аспекте изучаемой нами проблемы: этиология девиантного  поведения подростков, анализе социально-психологического портрета дезадаптивного подростка, проведении ранней диагностики и профилактики, предупреждении школьной дезадаптации, особенностях системы перевоспитания в условиях специальных учреждений (спецшкола и спецПТУ) и пеницитарной педагогики несовершеннолетних правонарушителей.

Работы посвященные исследованию и комплексной коррекции дезадаптивного поведения социально дезадаптивных подростков, не отличаются разнообразием.Эта проблема по-прежнему остается одной из актуальных проблем различных наук, в том числе и психологии, где дезадаптивное поведение рассматривается с точки зрения различных психологических подходов, представители которых предлагают свои психологические методы, формы и средства коррекции.

Острота проблемы сегодняшнего дня, недостаточность специальных исследований, посвященных изучению психологических причин дезадаптации, и отсутствие научно-обоснованных типологий дезадаптивных личностей, позволяющих организовать эффективную систему профилактики и психокоррекции дезадаптации личности и проявлений дезадаптивного поведения, заставляют обратить внимание на данную проблему и оценить ее как весьма актуальную. Решение конкретных профилактических задач в отношении дезадаптивных подростков требует методологического и методического обеспечения психокоррекционного процесса, поиска и подбора эффеетивных психологических средств коррекции.

Необходимость профиллактики и коррекции дезадаптивного поведения определяют важность исследования по выявлению причин, сущности, психологических условий, порождающих явление дезадаптации, а также психологических средств профилактики и исправления дезадаптивного поведения и дезадаптации личности подростков.

В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения проблемы дезадаптации, и также разработки системы коррекции дезадаптивного поведения.

Актуальность исследования заключается также в том, что в настоящее время специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением испытывают острую потребность в новых, эффективных подходах к вопросам коррекции и реабилитации своих воспитанников. Если ранее при коррекции девиантного поведения можно было рассчитывать на мощную социальную регуляцию, на поддержку общества, то в изменившихся экономических и социо-культурных условиях подросток может положиться в основном на себя.

Цель исследования – изучить и разработать и реализовать систему социально-психологических средств коррекции дезадаптивного поведения подростков.

Объект исследования – дезадаптивное поведение подростков.

Предмет исследования – коррекция дезадаптивного поведения подростков методами социальной работы.

Гипотеза исследования: средства  социальной работы являются эффективными  в процессе коррекции дезадаптивного поведения подростков.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы решаются следующие задачи:

- раскрытие понятия  и причины социальной дезадаптации подростков;

- разработать организацию социальной работы с дезадаптированными подростками в школе;

- рассмотреть опыт использования технологий социальной работы с дезадаптивными подростками;

- разработать программу профилактики социальной работы с дезадаптивными подростками.

Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических  методов исследования: анализ психолого-педагогических и социально-психологических исследований по проблеме дезадаптивного поведения подростков.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами учебных заведений различного типа, специалистами социально-психологических центров при работе с девиантными подростками; при разработке коррекционных и профилактических программ по подростковой дезадаптации и отклоняющемуся поведению.

Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:

1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.

2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.

3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.

4. Правосознание подростка.

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

В подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо:

1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.

2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования.

 

В ходе данной работы нами исследовалось учебное заведение «СГСПТУ № 2», которое является специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа для решения задач социальной реабилитации, коррекции и содержания подростков, совершивших общественно опасные поступки или нарушивших правила общественного поведения. В училище направляются подростки (мальчики) в возрасте от 14 до 18 лет, на срок до 2 лет.      

Исследовав работу социального педагога «СГСПТУ № 2»   мы сделали вывод о том, что применяемая в «СГСПТУ № 2»  программа адаптации подростков является эффективной, следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале работы о том, что что средства  социальной работы являются эффективными  в процессе коррекции дезадаптивного поведения подростков является доказанной.

Цели работы достигнуты, задачи, поставленные нами в начале работы, решены

  1. Баранова, Т. Подростки с девиантным поведением: трудности социализации / Т. Баранова. // Социальная педагогика, 2006. – № 4. – С. 47-54.
  2. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 440 с.
  3. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций / Н.Ф. Дивицына. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 288 с.
  4. Зикратов, В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. Зикратов. // Социальная педагогика, 2006. – № 1. – С. 41-50.
  5. Игры, упражнения, тренинги (каталог). – Кемерово,1996. – 72 с.
  6. Миньковский, Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков / Г.М. Миньковский. // Социологические исследования, 1982. – № 2. – С. 105-113.
  7. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.
  8. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
  9. Педагогический вестник. – Выпуск 13. – Кемерово, 2000. – 164 с.
  10. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1993.
  11. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013 – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2013.
  12. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  13. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
  14. Фурманова, В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В.С. Фурманова. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. – 320 с.
  15. Яковлев, Т.А.  Кто дает беспризорнику путевку в жизнь / Т.А. Яковлев. // Беспризорник, 2006. – № 7. – С. 46-42.

 

 

Уважаемые клиенты, приобретая готовую работу, Вы соглашаетесь,
что GOODBOT не несет ответственности за последующие исправления и доработки.

Похожие готовые работы

Нет времени ожидать написания работы на заказ, потому что экзамен или зачет уже завтра? Поищите уже готовую работу в нашей базе! Перед покупкой работы Вы сможете ознакомиться с введением и заключением без предоплаты.

Не нашли что искали - просто позвоните нам: 

+375 (29) 364-94-64

и наши менеджеры всегда проконсультируют Вас по любым вопросам.

Или задайте вопрос через online-консультант:

задать вопрос